Опухоль (рак) мочевого пузыря

Сегодня рак мочевого пузыря занимает 7-е место по распространенности у мужчин
и 11-е – у лиц обоих полов.
Рак мочевого пузыря
В группе риска – курильщики, рабочие промышленных предприятий, выпускающие и использующие краски, красители, металл и нефтепродукты. Но, именно курение табака является причиной почти 50% всех случаев рака. При большом количестве выкуриваемых сигарет риск развития заболевания может увеличиваться в 6–10 раз, по сравнению с некурящими. Риск возникновения рака мочевого пузыря выше также и у лиц страдающих хроническим циститом, шистосоматозом.
Симптомы рака мочевого пузыря
Одним из первых признаков рака мочевого пузыря является появление крови в моче. Среди других распространенных симптомов – учащенное и болезненное мочеиспускание, боль над лоном, в промежности, в области крестца. Присущи и неспецифические симптомы, такие как слабость, быстрая утомляемость, резкая потеря массы тела, анорексия. Возникновение всех этих симптомов требует проведения очень тщательной диагностики.

Даже небольшая опухоль мочевого пузыря может очень быстро прогрессировать. Если не проводить соответствующее лечение дальнейший рост опухоли приведет к нарушениям мочеиспускания, прорастанию опухоли в соседние органы – прямую кишку, предстательную железу, матку, влагалище, брюшную стенку и может дать метастазы в лимфатические узлы, кости, легкие, печень, кишечник.
Для диагностики рака мочевого пузыря в нашей клинике применяют:
  • Все виды лабораторной диагностики, в том числе цитологическое исследование мочи, определение опухолевых маркеров (UBC (urinary bladder antigen), BTA (bladder tumor antigen));

• Исследование молекулярные маркеров в моче;

• КТ-урографию – проведение компьютерной томографии с введением контрастного вещества. С помощью компьютерной томографии можно определить состояние мочеточников, почек и мочевого пузыря.

• Диагностическую цистоскопию – метод обнаружения опухоли мочевого пузыря либо других патологий без проколов и разрезов. Операция выполняется с помощью тонкого инструмента оснащенного микрокамерой и введенного в мочевой пузырь через уретру;

• Фотодинамическую диагностику (флуоресцентная цистоскопия) – более чувствительный метод исследования в выявлении злокачественных опухолей, чем стандартная цистоскопия. Заключается в использовании при цистоскопии фиолетового освещения после введения в мочевой пузырь специальные флуоресценты, которые накапливаются раковыми клетками, заставляя их подсвечиваться в ультрафиолетовом свете, что позволят свести на нет рисбыть пропущены во время обычной цистоскопии.

• Для гистологического подтверждения наличия опухоли и постановки диагноза «Рак мочевого пузыря», а также выработки дальнейшего плана лечения необходимо выполнить биопсию. Биопсия представляет собой забор части выявленной опухоли в ходе диагностической цистоскопии;

• Ультразвуковое исследование, различные виды рентгенологических исследований (цистография, магнитно-резонансная томография, экскреторная урография).

В ОНКОУРОЛОГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ КЛИНИКИ УРОЛОГИИ СЕЧЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ВЫПОЛНЯЮТСЯ ВСЕ ВИДЫ ХИРУРГИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ ПРИ РАКЕ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ:

• Трансуретральная резекция мочевого пузыря (ТУР);

• Еn-bloc резекция (удаление опухоли единым блоком) монополярной или биполярной петлей, тулиевым или гольмиевым лазером;

• Прижигание (фульгурация) или лазерная вапоризация небольших папиллярных рецидивных образований;

• Радикальная цистэктомия (полное удаление мочевого пузыря): лапароскопическая и робот-ассистированная лапароскопическая цистэктомия;

• Реконструктивно-пластические операции: создание из различных отделов ЖКТ искусственного мочевого пузыря, соединенного с мочеиспускательным каналом, что позволяет пациенту самостоятельно мочиться (операция Штудера) или формирование наружных мочевых свищей с постоянным выделением мочи (операция Бриккера)
Лечение неинвазивного рака мочевого пузыря
Неинвазивным считается рак мочевого пузыря, ограниченный слизистой и/или подслизистой оболочкой и не прорастающий в мышечный слой стенки мочевого пузыря. Одним из основных видов хирургического лечения неинвазивного рака мочевого пузыря до недавнего времени являлся ТУР (трансуретральная резекция мочевого пузыря). Суть операции заключается в удалении существующей опухоли с профилактикой рецидива заболевания и предотвращением развития инфильтративной опухоли. Однако, последнее время получило распространение и уже очень хорошо зарекомендовала себя методика удаления опухоли мочевого пузыря с помощью лазера — En—bloc. Операция проводится без проколов и разрезов, а пациент может быть выписан из стационара уже через 2 дня.

Непосредственно после операции проводится внутрипузырная химиотерапия для разрушения циркулирующих в мочевой пузыре опухолевых клеток после ТУР и снижения риска рецидивов и прогрессирования рака. Также, уже амбулаторно, пациенты проходят дополнительную адъювантная химиотерапию (препаратами доксорубицин, фармарубицин, или митомицин С).
Лечение мышечно-инвазивного рака мочевого пузыря
Инвазивным считается рак мочевого пузыря, прорастающий в мышечный слой мочевого пузыря. Оптимальным методом при запущенных инвазивных опухолях является удаление мочевого пузыря и тазовых лимфоузлов (цистэктомия и тазовая лимфаденэктомия). У мужчин вместе с мочевым пузырем удаляются простата, семенные пузырьки, а у женщин – передняя стенка влагалища и матка с придатками.

«Стенка мочевого пузыря после выполнения en-bloc резекции»

Современное оборудование и высокая квалификация специалистов онкоурологического отделения Клиники Урологии Сеченовского Университета позволяет выполнять сложные пластические операции, по результатам которых возможно формирование искусственного мочевого пузыря и самостоятельное мочеиспускание.