Мочекаменная болезнь

Это хроническое обменное заболевание, развивающееся вследствие различных факторов и характеризующееся наличием камней в почках и мочевых путях. Конкременты
при этой болезни могут локализоваться на всех уровнях: чашечки и лоханки почек, мочеточники и мочевой пузырь, уретра.
Медицинская и социальная значимость этой патологии очень велика. Она распространена в любом возрастном диапазоне, но в 60-65% поражает людей в возрасте 35-60 лет. Более половины пациентов урологических отделений госпитализируются из-за мочекаменной болезни или её осложнений. Ежегодный прирост заболеваемости составляет более 1.5%, а успешного снижения количества заболевающих не наблюдается ни в одной из стран. Самые высокие показатели заболеваемости приходятся на возраст 25-55 лет. МКБ у мужчин регистрируется чаще в 2.5 раза. Болезнь часто приводит к снижению социальной и трудовой активности, а её осложнения могут привести к серьёзным последствиям для здоровья. Большая проблема в урологии – рецидивирование процессов камнеобразования даже после успешного проведения лечения. Так, вероятность рецидива составляет 45-80%.

В большинстве случаев процесс затрагивает одну из почек, но в 20% случаев нефролитиаз имеет двусторонний характер. Быстрота образования конкрементов почек строго индивидуальна и зависит от множества факторов. Количество камней колеблется от одного до тысячи, размеры – от нескольких миллиметров до десятков сантиметров.

Многие из пациентов не обращают внимания на признаки начавшегося заболевания, пуская дело на самотёк. В этом случае шанс возникновения осложнений возрастает в несколько раз. Именно поэтому очень важна своевременная диагностика уролитиаза.

Диагностика и лечение нефролитиаза представляет собой нелёгкую задачу, но наша клиника урологии в Москве поможет вам справиться с заболеванием.

Механизм и причины образования камней

На данный момент в медицине нет единой теории механизма развития нефролитиаза. Основная концепция, которой придерживаются в урологии, объединяет в себе несколько теорий этиопатогенеза заболевания.

Процесс камнеобразования начинается с взаимодействия неблагоприятных факторов внешней среды и факторов внутренней среды организма. Затем в организме нарушается коллоидно-кристаллоидное равновесие и запускается каскад патологических реакций.

Моча представляет собой неустойчивый и пересыщенный солевой раствор. Кристаллы солей окружены со всех сторон белковыми молекулами, которые не дают солям осаждаться. Эти белки называются защитными коллоидами. Наряду с ними в моче присутствуют и другие, так называемые незащитные коллоиды, которые наоборот легко выпадают в осадок. В процессе образования конкремента они являются особой матрицей, на которую концентрическими слоями откладываются кристаллы соли и белковые структуры. Перенасыщение крови, а затем и мочи кристаллами в большей концентрации, чем их растворимость в моче, приводит к их осаждению.

Различают следующие патологические состояния, которые приводят к нарушению коллоидно-кристаллоидного баланса:

• гипероксалурия – увеличение содержания оксалатов и образование оксалатных камней;
  • гиперурикемия и гиперурикурия –увеличение концентрации мочевой кислоты и её солей, что влечёт к появлению уратных камней;
  • гиперфосфатурия – увеличение количества фосфатов и образование фосфатных камней;
  • гиперкальциурия – превышение концентрации солей кальция и возникновение оксалатных камней.
Таким образом, причиной камнеобразования являются два процесса: образование белковой матрицы и кристаллизация солей. Один из этих процессов возникает раньше и бывает основополагающим в патогенезе заболевания.

Этиология нефролитиаза

По современным представлениям, мочекаменная болезнь относится к полигенным (мультифакториальным) заболеваниям. Это значит, что в его основе лежит тесное взаимодействие наследственных, внутренних и факторов окружающей среды.

• Наследственные факторы
Хоть генов, отвечающих за развитие нефролитиаза не идентифицировано, но склонность к заболеванию считается врождённой. Риск появления заболевания увеличивается в семьях, где есть случаи нефролитиаза у родственников.

• Эндогенные факторы:
– проживание в субтропическом и тропическом регионах;

– физические и химические свойства употребляемой воды и продуктов;

– скудное питание, содержащее много конкрементобразующих веществ (солёная пища, избыток мясных продуктов);

– недостаточное поступление витаминов А, С, D, В1, В2, В6 и В12.

• Эндогенные факторы делятся на две большие группы: общие и локальные (со стороны мочевыделительной системы).
К местным причинам относятся:

– врожденные аномалии развития урогенитального тракта;

– аномалии строения почечных сосудов;

– пузырно-мочеточниковый заброс мочи (рефлюкс);

– острые и хронические инфекции мочеполовых путей (пиелонефрит, цистит, уретрит).

Общие факторы:

– малоподвижный образ жизни;

– болезни желудочно-кишечного тракта, печени и жёлчных протоков;

– острые и хронические болезни других органов (тонзиллит, бронхит, остеомиелит);

– продолжительная иммобилизация (переломы костей таза, шейки бедра и позвоночника);

– оперативные вмешательства на кишечнике;

– ферментопатии и наследственные заболевания обмена веществ, подагра.

Симптоматика заболевания

Нефролитиаз на протяжении долгих лет может протекать бессимптомно. Эта стадия болезни называется латентной (скрытой). Состояние длится до тех пор, пока конкремент не начнет мешать оттоку мочи. Как только возникает препятствие для мочевыделения, развивается яркая клиника почечной колики.

Почечная колика – это острое состояние, которое характеризуется нестерпимой болью в поясничной или в подрёберной области. Возникает это состояние при движении мелких камней по мочевыделительной системе. При передвижении камня раздражаются болевые рецепторы почки, травматизация слизистых стенки мочеточника и острое нарушение уродинамики. Боль возникает внезапно среди полного благополучия и не даёт покоя. Больной не может найти себе места, стремится занять наиболее удобное положение тела, но боли не стихают. Болевой синдром сочетается с тошнотой, однократной рвотой и диспептическими явлениями (метеоризм).

Боль в 85% случаев отдаёт в подвздошную область. При конкрементах нижней трети мочеточника клиника отличается: боль распространяется на паховую и надлобковую области, наружные половые органы и на внутреннюю поверхность бедра. Присоединяются дизурические явления: учащение мочеиспускания, боли и дискомфорт при посещении туалета.

Изменяется и качественный состав мочи:

• появляется макрогематурия (большое количество крови в моче в виде сгустков), моча имеет красный цвет;
  • возможна лейкоцитурия и пиурия (лейкоциты и гной в моче);
  • обнаруживаются цилиндры и клетки эпителия.
Очень редко может возникать анурия (полное отсутствие мочи), но при условии наличия у больного только одной функционирующей почки. Это состояние является жизнеугрожающим, потому что высок шанс развития острой почечной недостаточности. Почечная колика является экстренным показанием к госпитализации в урологическое или хирургическое отделение больницы.

Если камни не мешают уродинамике, то заболевание протекает совсем иначе. Процесс приобретает затяжное течение. Боли носят тупой, периодический характер. Интенсивность и локализация болевого синдрома зависит от местонахождения конкремента и степени обструктивного процесса. Болевой синдром усиливается при физической нагрузке или езде на транспорте.

Диагностика

Диагностика уролитиаза должна проводиться комплексно и быть направлена как на выявление самой болезни, так и на поиск этиологических факторов, послуживших возможной причиной. Быстрая постановка диагноза позволяет определить тактику лечения мочекаменной болезни и приступить к её исполнению как можно раньше. Наша клиника урологии в Москве имеет все диагностические возможности для постановки точного диагноза.

Важное место в диагностическом поиске имеет первичный опрос пациента. Необходимо узнать, когда именно у него появились первые симптомы, как протекало заболевание до момента обращения к врачу. Врач-уролог собирает данные о родственниках, чтобы проследить возможный наследственный характер недуга. Он также расспрашивает о роде деятельности, рационе питания, о наличии каких-либо других заболеваний или травм в анамнезе, о приёме лекарственных препаратов.

На втором этапе врач проводит общий осмотр:

– измерение температуры, пульса и АД;

– аускультация лёгких, пальпация живота и почек;

Возник вопрос? Напишите нам!
Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных