Контактная эндоскопическая лазерная литотрипсия камней мочеточника

Полезно
Мочекаменная болезнь (нефро-и уролитиаз, МКБ) – частая урологическая патология и встречается у 5-7% населения. Основная масса пациентов с МКБ – молодые и трудоспособные люди. К традиционным методам лечения заболевания относится коррекция метаболизма и оперативное лечение. Последние десятилетия интенсивный прогресс в области медицины позволил развиться еще одному направлению терапии – контактному эндоурологическому способу устранения нефролитиаза.

Принцип действия и преимущества метода

Контактная эндоскопическая литотрипсия (КЭЛТ) – метод дробления конкрементов мочевыделительной систем с подведением инструментов непосредственно к камню. Для визуализации процесса используется видеоаппаратура, а инструменты проводятся к месторасположению конкремента через естественные мочевыводящие пути. Под воздействием физических факторов (лазер, ток и другие) камень постепенно разрушается на мелкие частицы, которые затем самостоятельно выводятся организмом.
Плюсами метода является низкая травматичность и шанс развития осложнений. Процедура не требует выполнения разрезов на теле, поэтому период реабилитации протекает быстро и без неприятных симптомов в виде боли или нарушения мочеиспускания.

Показания

Обычно КЛТ проводится после отсутствия эффекта от дистанционного метода или в случае невозможности его применения. Показаниями к проведению КЭЛТ также являются множественные конкременты в мочевом пузыре или мочеточнике, «каменные дорожки» после ДЛТ.

Подготовка и предоперационный период

Основной этап – диагностический. Хоть операция и считается малоинвазивной и нетравматичной, пациент должен быть полностью обследован. Обязательно проводят минимальный перечень лабораторно-инструментальных исследований:
  • рутинные анализы крови и мочи (ОАК, ОАМ, БАК);
  • коагулограмма, определение группы крови и резуса;
  • ЭКГ;
  • флюорография.
Полный спектр необходимых обследований определяется лечащим врачом. При наличии сопутствующих заболеваний могут проводиться дополнительные анализы и инструментальные исследования. Для уточнения диагноза мочекаменной болезни и локализации конкрементов используются методы УЗИ, обзорная и экскреторная урограмма, КТ. Для удобства пациентов все диагностические процедуры можно пройти в нашем центре урологии в Москве.
После госпитализации в стационар пациент беседует с лечащим врачом и осматривается врачом-анестезиологом для определения возможных рисков анестезии и их исключения. В день проведения КЭЛТ запрещается принимать пищу. За несколько часов до операции вводятся антибактериальные средства для профилактики возникновения инфекции и выполняется премедикация несколькими препаратам. Она подготавливает пациента к предстоящей анестезии и устраняет психоэмоциональное напряжение.

Порядок проведения

Контактная литотрипсия проводится под общей или спинальной анестезией, в редких случаях возможно применение внутривенной анестезии. Первый этап – визуализация конкремента. Если камень расположен в уретре или мочеиспускательном канале, эндоскоп проводят через наружное уретральное отверстие – восходящая эндоскопическая техника. В случае расположения конкремента в мочеточнике или чашечно-лоханочной системе может использоваться нисходящая методика. В этом случае эндоскоп вводят в почку через прокол в поясничной области и проводят вниз до локализации камня.
Далее к конкременту по рабочему каналу эндоскопа подводится инструмент в виде зонда с источником энергии, дробящим камень. Для КЭЛТ может использоваться лазерный, электрогидравлический, пневматический и другие типы литотриптеров. Каждый из них имеет свои особенности и недостатки, поэтому выбор осуществляется индивидуально с учетом локализации конкремента.

Возможные осложнения

Нежелательные последствия после контактной эндоскопической литотрипсии встречаются редко, но все-таки возможны. К ним относятся:
  • повреждение органа инструментом или его перфорация;
  • рефлюкс-пиелонефрит;
  • стриктуры мочеточника.
Вероятность развития осложнений во многом зависит от типа липотриптера. «Золотым стандартом» безопасности считаются пневматические инструменты, но их эффективность относительно низкая. Чаще всего перфорации и повреждения встречаются при использовании электрогидравлических литотриптеров из-за высокой энергии ударной волны.

Реабилитационный период

Восстановление после контактной литотрипсии происходит быстро. Обычно через несколько дней после КЭЛТ пациент может вернуться к привычному образу жизни, но без чрезмерных физических и эмоциональных нагрузок. У некоторых пациентов в реабилитационный период могут возникать неприятные симптомы, которые не относятся к категории осложнений и проходят через 3-5 дней после литотрипсии:
  • гематурия – примесь крови в моче;
  • чувство жжения или легкая болезненность при мочеиспускании;
  • общая слабость, быстрая утомляемость;
  • незначительный и кратковременный подъем температуры;
  • задержка стула или мочеиспускания.
Следует отметить, что некоторые из перечисленных симптомов также могут быть признаком патологических процессов. Например, повышение температуры и проблемы с мочеиспусканием могут свидетельствовать о бактериальной инфекции. При посещении лечащего врача необходимо детально рассказывать об особенностях течения реабилитационного периода, чтобы своевременно выявить отклонения от нормы. В сомнительных случаях и появлении симптомов, значительно влияющих на общее состояние, следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью.
Даже успешно проведенная КЭЛТ не гарантирует полного излечения пациента. Процедура влияет на следствие мочекаменной болезни, а не на причину, поэтому конкременты могут образовываться вновь. Избежать рецидива можно только при соблюдении рекомендаций лечащего врача по образу жизни, коррекции рациона и медикаментозному лечению.