Подозрение на аденому простаты — что делать?

Частые позывы в туалет, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, выделение мочи тонкой струей, недержание — эти симптомы могут нарушить повседневную активность любого мужчины.

Что делать мужчинам, столкнувшимся с этими проблемами?

Если вы часто пробуждаетесь по ночам из-за позывов к мочеиспусканию и чувствуете, что пузырь не опорожнен, то необходимо немедленно записаться на прием в центр урологии. За этими симптомами скрываются серьезные заболевания: острые и хронические воспалительные заболевания урогенитального тракта, аденома простаты (железистая гиперплазия, ДГПЖ) или даже злокачественные новообразования предстательной железы.

Ранняя комплексная диагностическая программа и своевременное лечение выявленной патологии позволят предупредить возникновения опасных осложнений: острой задержки мочи, мочекаменной болезни, острого и хронического пиелонефрита, цистита, нарушения почечной функции. Выявление онкологических заболеваний железы — трудоемкий процесс, который требует времени и тщательного анализа полученных данных. Болезнь быстро прогрессирует и требует срочного лечения, поэтому тратить драгоценное время нельзя. Позднее обращение за медицинской помощью снижает эффективность лечебных мероприятий и ухудшает прогноз всех болезней.

Насколько часто встречается рак и гиперплазия простаты?

ДГПЖ — заболевание, которое встречается у 90% мужчин пожилого возраста. Первые симптомы аденомы многие пациенты отмечают уже в возрасте 40 лет. С каждым годом имеющаяся болезнь все больше прогрессирует, а у мужчин без патологии вероятность ее возникновения увеличивается в разы. И только у 10% пожилых железистая ткань не разрастается, а наоборот, подвергается атрофии.

Рак простаты (аденокарцинома) занимает третье место в структуре онкологических заболеваний, уступая место только раку легких и желудка. Ежегодно регистрируется около полумиллиона новых случаев, каждый год показатель растет. Злокачественные новообразования чаще встречаются у возрастной группы старше 55 лет, но в некоторых случаях болезнь поражает и молодых мужчин.

Какие обследования назначит врач?

Доктор клиники урологии разрабатывает индивидуальный план обследования, учитывая состояние пациента и его жалобы. Сначала он ведет с мужчиной беседу, собирает анамнез жизни и жалобы. Он в обязательном порядке проводит пальцевое исследование простаты, чтобы оценить размеры органа или выявить болезненность. В перечень обязательных диагностических процедур входят также клинические анализы крови и мочи, определение уровня в венозной крови PSA (простат-специфического антигена, ПСА), трансректальное УЗ-исследование и ультразвуковое обследование органов малого таза, определение состояния уродинамики. Лечащий врач объяснит, как проходить то или иное исследование. Особенно тщательной подготовки требует определение уровня ПСА.

При необходимости специалист назначает дополнительные обследования, которые позволят уточнить характер патологии. Дополнительные исследования могут быть направлены на выявление сопутствующей патологии или оценку общего состояния пациента. При наличии острых и хронических заболеваний другой локализации требуется консультация врачей смежных специальностей. После прохождения обследования уролог получает его результаты, анализирует клинико-лабораторные данные и выставляет диагноз, от которого зависит тактика лечения.

Как нужно подготовиться к сдаче анализа на PSA?

PSA — особая белковая молекула, которая в организме вырабатывается только железистым эпителием предстательной железы. Небольшое количество его всегда присутствует в сперме и простатическом соке. Часть белка проникает в кровяное русло, где находится в свободном или связанном с другими молекулами состоянии. Простатический специфический антиген является маркером патологии железы. Увеличение его уровня наблюдается при простатите, доброкачественной гиперплазии, но чаще всего высокий уровень PSA говорит о злокачественном процессе в простате.

Чтобы получить достоверный результат, необходимо тщательно подготовиться к анализу. За 5-7 дней до сдачи крови следует воздержаться от полового акта. Исследование также не проводится в течение недели после пальцевого обследования. Кроме того, следует придерживаться основных правил сдачи крови: не есть в течение 12 часов перед манипуляцией, не употреблять алкогольные напитки, а также не курить за 2 часа до сдачи крови.

Уролог оценивает результаты анализа только в комплексе с данными других обследований. При неясной диагностической картине назначается прицельная биопсия простаты под ультразвуковым контролем. На основании полученных данных лечащий врач принимает решение о дальнейшей тактике лечения.

Какие факторы риска имеют эти заболевания?

ДГПЖ у мужчин развивается с возрастом. Медицина отрицает негативное влияние внешних факторов среды на развитие болезни. Доказано, что в патогенезе развития аденомы простаты ключевую роль играют половые гормоны и их активность. Простата — гормоночувствительный орган. Ее железистые клетки реагируют на воздействие тестостерона и его биологически активные формы. При этом клетки начинают усиленно делиться, железистая ткань разрастается, а орган увеличивается в объеме, сдавливая уретру.

Этиология рака простаты, как и любых других опухолевых заболеваний, до сих пор активно изучается. На развитие злокачественного новообразования могут повлиять вредные привычки, плохая экологическая обстановка, производственные вредности и даже генетические особенности. После 40 лет необходимо пристально следить за своим здоровьем, а при возникновении тревожных симптомов следует обратиться за медицинской помощью в центр урологии.

Как часто следует посещать уролога?

Даже мужчины, не имеющие никаких жалоб, должны регулярно наблюдаться у специалиста. Это позволит выявить в ранние сроки любое заболевание и начать лечение. Следует помнить, что доброкачественная гиперплазия и рак простаты могут долгие годы ничем себя не проявлять, а выявляют эти заболевания уже в запущенной стадии. Каждому здоровому мужчине нужно посещать врача не реже 1 раза в год. Пациенты с наличием патологии должны являться на прием по назначению лечащего врача или самостоятельно, но не реже 1 раза в 6 месяцев. Специалисты клиники урологии проведут полный спектр диагностических и профилактических мероприятий, что позволит быть уверенным в своем здоровье.