Лапароскопическая нефрэктомия

Лапароскопическая хирургия широко применяется в урологии, являясь малоинвазивной альтернативой классическим открытым операциям. Процент открытых операций стремительно снижется с каждым годом. Ниже будет изложена краткая информация о лапароскопической радикальной нефрэктомии, рассмотрены показания и противопоказания, преимущества и ход оперативного вмешательства.

Кому показана лапароскопическая нефрэктомия?

Принимая решение об объеме операции (полное удаление – радикальная нефрэктомия или удаление участка почки с опухолью – резекция почки) врач руководствуется многими факторами: размером опухоли, ее локализацией, наличием или отсутствием прорастания в близлежащие органы, состоянием пациента, функциональным состоянием противоположной почки.

Лапароскопическое удаление опухоли почки наиболее часто выполняется при больших опухолях, при отсутствии поражения ворот почки, почечной и нижней полой вен. Лапароскопическая нефрэктомия проводится, если резекция почки по каким-либо причинам технически выполнить невозможно. Большинство людей могут жить обычной жизнью с одной нормально функционирующей почкой без каких-либо ограничений.

Помимо онкологических заболеваний почек, нефрэктомия выполняется при других патологиях почек (вторично сморщенная почка, возникшая вследствие хронического воспаления, мочекаменной болезни, стеноза почечной артерии, гидронефроза и др.).

Какие имеются противопоказания к лапароскопической нефрэктомии?

Круг противопоказаний к лапароскопическим операциям с каждым годом сужается, и то, что несколько лет назад не позволяло выполнять операции такого характера, на сегодняшний день не является помехой для хирургов.

На данный момент лапароскопическая нефрэктомия противопоказана при:

• нарушении работы свертывающей системы крови,
  • при инфекционных заболеваниях,
  • на поздних сроках беременности,
  • при острой глаукоме.

Острые воспалительные процессы в связи с большой вероятностью инфицирования брюшной полости, также являются противопоказанием к лапароскопической нефрэктомии.

Наличие рубцов в брюшинной полости от ранее выполненных операций, крайняя степень ожирения и другие состояния, которые вызывают значительные технические трудности при выделении почки из окружающих тканей и затрудняют лапароскопическое вмешательства, в настоящее время не являются противопоказаниями к операции.

Как подготовиться к операции?

Перед операцией Вас проконсультируют несколько специалистов – уролог, терапевт и анестезиолог. Лечащий врач в индивидуальном порядке даст рекомендации, которым вы должный строго следовать перед операцией.

Обязательно нужно сообщить об аллергиях на препараты, а также о том, какие Вы принимаете лекарства, во избежание осложнений во время операции (особенно это касается препаратов, разжижающих кровь, что может вызвать серьезное кровотечение как во время операции, так и после нее).

Перед операцией проводят тщательную подготовку кишечника, назначают антимикробные препараты широкого спектра действия для профилактики инфекционных осложнений в послеоперационном периоде.

Как выполняется лапароскопическая радикальная нефрэктомия?

Операция проводится под общим наркозом (происходит погружение в сон в течение всей операции). Доступ к почке осуществляется при помощи 3-4 маленьких отверстий около 0,5-1 см на передней брюшной стенке, через них вводится специальная камера (лапароскоп) и другие необходимые хирургические инструменты. Одно из отверстий впоследствии немного продлевают, для того чтобы можно было достать почку с опухолью из брюшной полости.

Лапароскоп в несколько раз увеличивает размер операционного поля, что позволяет хирургу работать точнее и аккуратнее. Для увеличения рабочего пространства в брюшной полости, в нее вводят углекислый газ (создают пневмоперитонеум), который полностью выводится в конце операции. После создания пневмоперитонеума вводится лапароскоп и осматривается брюшная полость. Далее хирург начинает выделять почку, для этого он рассекает ткани и отводит органы в стороны. Все сосуды, подходящие к почке, клипируются (накладывают специальные зажимы — клипсы), чтобы предотвратить кровопотерю, мочеточник также клипируется. Далее хирург удаляет почку, жировую клетчатку, окружающую почку, а также видимые лимфатические узлы.

Иногда удаляется и надпочечник, если опухоль располагается в верхнем сегменте и нельзя исключить прорастание опухоли в надпочечник (лапароскопическая нефрадреналэктомия). Почка укалывается в специальный стерильный пакет и удаляется из брюшной полости. Далее хирург удостоверяется в отсутствии кровотечений, после чего извлекает все инструменты и зашивает разрезы.

В среднем длительность операции варьируется от 1,5 до 3 часов в зависимости от сложности операции.

Возможные осложнения во время и после операции

• кровотечение – обычно кровопотеря при нефрэктомии составляет около 100 мл или даже меньше и только 2% прооперированных пациентов требуется переливание крови;
  • инфекция – для предотвращения возникновения инфекционных осложнений перед операцией и после вводится антибактериальный препарат широкого спектра действия, что сводит риск возникновения этого осложнения к минимуму;
  • повреждение соседних органов – крайне редко встречающееся осложнение, избежать его помогает в несколько раз увеличенный обзор операционного поля;
  • послеоперационная грыжа – также, как и повреждение органов, встречаются редко, в связи с тем, что отверстия после лапароскопических операций маленьких размеров;
  • конверсия (переход в открытую операцию) — встречается при невозможности выполнить лапароскопическое вмешательство из-за спаечного процесса или кровотечения.

Что ожидать после операции?

После лапароскопической нефрэктомии пациента переводят в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) под присмотр врача анестезиолога-реаниматолога для контроля жизненно важных функций (контролируется артериальное давление, частота сердечных сокращений, дыхательная функция, количество выделяемой мочи). Кроме этого оценивают отделяемое по дренажам (специальным трубкам, введенным в полость раны), температуру, цвет мочи и общее самочувствие больного. На следующее утро пациент переводится в палату, удаляются уретральный катетер и страховой дренаж. В отличие от открытой нефрэктомии, пациент может вставать и ходить уже со следующего утра после операции.

Чаще всего в послеоперационном периоде возникают жалобы на:

• боли в области послеоперационной раны – большинство пациентов ощущают незначительные боли, которые зачастую не требуют медикаментозного обезболивания, что отличает от болей при открытых операциях, когда зачастую требуется анальгетическая терапия;
  • тошнота — чаще всего является следствием введения различных препаратов необходимых для анестезии;
  • наличие уретрального катетера – он необходим для контроля цвета и количества мочи, убирается уже на следующий день.

Что делать в послеоперационный период?

В среднем пациент приводит в больнице 3-4 дня после лапароскопической нефрэктомии. Пить, есть и ходить разрешают обычно на следующий день после операции. После операции, как и до нее, вводится антибактериальный препарат широкого спектра действия.

В послеоперационный период Вам будет рекомендовано:

• пить до 2 литров воды в день,
  • не поднимать вес более 5 кг,
  • не подвергаться тяжелой физической нагрузке.

Срочно следует обратиться к врачу, если у Вас:

• повысилась температура тела,
  • возникли сильные боли в животе,
  • появилась общая слабость, головокружение, снизилось артериальное давление.

После операции Ваш доктор назначит Вам даты консультаций для проведения контрольных осмотров, сдачи анализов крови и мочи, проведения ультразвукового исследования, компьютерной томографии, по результатам которых будут оцениваться эффективность лечения и отсутствие рецидива заболевания. Через 5 лет, при отсутствии данных о наличии опухолевой прогрессии пациента снимают учета.

Почему именно у нас?

Нашей клинике уже более 150 лет! Наше отделение специализируется на лечении онкоурологических пациентов. У нас богатейший опыт лечения опухоли почки, мочевого пузыря, рака предстательной железы, а также других урологических заболеваний (аденома простаты, мочекаменная болезнь и другие).

Ежедневно в нашей клинике выполняется 2-3 лапароскопические операции по поводу онкоурологических заболеваний. Отличительной особенностью нашего подхода в лечении опухоли почки является то, что мы не только приверженцы минимально инвазивного метода лечения, но и при малейшей технической возможности стараемся сохранить почку, удалив саму опухоль. Это возможно благодаря колоссальному опыту наших хирургов, наличию в клинике самого современного оборудования, а также использованию передовых методов диагностики заболевания, в том числе и 3D моделирования (в России используется только у нас!), позволяющих с ювелирной точностью спланировать каждый шаг оперативного вмешательства.

Для записи на консультацию по поводу удаления опухоли почки лапароскопическим способом (лапароскопическая нефрэктомия), Вам достаточно позвонить по телефону, указанному на нашем сайте.