Операции роботом да Винчи

Появление робота Da Vinci позволило всем хирургическим специальностям подняться на принципиально новый уровень. На сегодняшний день робот-ассистированные вмешательства считаются самыми востребованными из-за низкой травматичности и возможности выполнения операции с ювелирной точностью.

Da Vinci: факты и цифры

Первые прототипы Da Vinci появились еще в последних десятилетиях XX века. Разработка и внедрение аппарата в нынешнем виде началось лишь на рубеже столетий. К 2002 году в передовых клиниках США было установлено 60 аппаратов Da Vinci, а концу 2015 их число возросло до 3000 моделей. В настоящее время по всему миру имеется не более 5000 роботизированных установок, из них большая часть расположена в клиниках США (более 2000). На территории России есть порядка 30 хирургических аппаратов Da Vinci, один из них – в клинике урологии Сеченовского Университета. За все время существования робота проведено уже более 5 млн операций, из них по 1 млн пришлось на 2018 и 2019 год.

Небольшая распространенность Da Vinci связана только с его стоимостью и дорогим техническим обслуживанием. Несмотря на это, в самых крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург) уже открыты специализированные центры роботической хирургии. Они ведут научно-исследовательскую деятельность и обучают врачей тонкостям работы на роботизированной системе. С целью обучения также созданы симуляционные центры. К работе с Da Vinci допускаются только высококвалифицированные врачи, прошедшие соответствующее обучение и имеющие богатый научно-практический опыт. В настоящее время работе с Da Vinci обучено около 45 тыс. врачей

Место Da Vinci в урологии и других хирургических специальностях

В России 75% от общего числа операций с помощью Da Vinci составляют урологические операции. Da Vinci быстро нашел признание среди врачей благодаря его уникальным возможностям. Сейчас практически все оперативные вмешательства, ранее проводившиеся открыто (с помощью разрезов), выполнимы с помощью роботизированной установки. Прирост урологических хирургических вмешательств составляет около 15% ежегодно.

К возможностям Da Vinci относится проведение следующих операций:

• удаление почки или ее части;
  • удаление надпочечников;
  • удаление предстательной железы или иссечение аденомы в пределах здоровых тканей;
  • наложение анастомоза (соустья) между мочеиспускательным каналом и мочевым пузырём;
  • коррекция суженной лоханки почки (пиелопластика)
  • удаление мочевого пузыря
  • коррекция пролапса органов малого таза.

Проведенные научные исследования (в том числе и рандомизированные контролируемые) подтверждают, что Da Vinci имеет ряд преимуществ перед традиционными оперативными методиками. Так, после робот-ассистированной радикальной простатэктомии онкологические и функциональные результаты выше. Кроме того, метод позволяет сохранить всю внутритазовую фасцию и предпузырное пространство. Восстановление утраченной функции удержания мочи во многом зависит от опыта и техник хирургов: в некоторых случаях возможно добиться положительного результата.

Операции по иссечению части почки (резекция) сопровождаются меньшим риском интра- и послеоперационными осложнениями, при этом функциональная активность органа полностью сохраняется. Резекция мочевого пузыря с помощью Da Vinci сопровождается более коротким периодом восстановления, однако, продолжительность самой операции стала больше.

К общим преимуществам робот-ассистированных операций относится низкая травматичность, маленькая кровопотеря и небольшая вероятность развития осложнений любого типа. Перечисленные факторы позволяют сократить период реабилитации и быстро вернуть пациента к привычному образу жизни.

О стоимости операций с помощью Da Vinci

Распространенное ошибочное мнение о том, что все робот-ассистированные операции проводятся только на платной основе из-за дороговизны и ограниченности ресурсов. На практике лишь 5-6% пациентов оплачивают хирургическое вмешательство с помощью Da Vinci, остальным пациентам оно проводится бесплатно. Почти все операции с помощью робота проводятся по государственным квотам, но для ее получения необходимо получить ряд документов, подтверждающих диагноз и потребность в высокотехнологической медицинской помощи.

По всем вопросам, связанным с робот-ассистированными операциями, а также записаться на консультацию к специалистам нашей клиники можно по телефону +7 (495) 926-05-31