Заболевания почек

У пациентов зрелого возраста заболевания почек занимают первое место в структуре болезней мочевыводящей системы. Каждое из них имеет собственные причины возникновения, однако факторы риска для всех заболеваний почек практически одинаковы. В урологии и нефрологии существует проблема диагностики патологии почек на ранних стадиях. В первую очередь это связано с поздней обращаемостью пациентов за медицинской помощью из-за размытой клинической картины заболевания.

Причины возникновения и факторы риска

Инфекционные заболевания почек являются следствием проникновения в ткань органа патогенных микроорганизмов. Они могут попадать в почку 2-мя путями:

• восходящим – из нижних отделов мочевыводящего тракта;
  • гематогенным – по сосудам кровеносного русла из очагов хронической инфекции.

Неинфекционные заболевания почек являются следствием различных причин. Для каждой болезни они свои. Так, мочекаменная болезнь возникает из-за нарушения нормального обмена в организме и образования камней разнообразного химического состава и формы. Из-за метаболических сдвигов также возникает амилоидоз почки – болезнь, вызванная отложением в органе специфического белка – амилоида.

Нефроптоз, или опущение почки, возникает у худощавых лиц или у пациентов, экстремально быстро потерявших массу тела. Реже его причиной является гипотонус поясничных мышц и беременность.

Особняком от остальных заболеваний стоит гломерулонефрит. Он имеет сложный механизм возникновения, связанный с аутоиммунным воспалением. После перенесенной стрептококковой инфекции (чаще всего ЛОР- органов – тонзиллит, фарингит) или на фоне имеющихся аутоиммунных заболеваний (например, волчанка) в организме образуются иммунные комплексы. Они свободно циркулируют в крови и оседают в почках, вызывая реакцию воспаления.

Вероятность появления заболеваний почек ассоциирована с рядом факторов риска:

• наследственная предрасположенность;
  • врожденные аномалии мочевыводящей системы;
  • наличие тяжелых хронических заболеваний – артериальная гипертензия, сахарный диабет, аутоиммунная патология и т.д.;
  • наличие инфекционных болезней;
  • неправильный образ жизни;
  • дефекты в рационе питания и скудное потребление воды;
  • переохлаждение;
  • малоподвижный образ жизни.

При возникновении болезни почек чаще всего участвуют несколько факторов риска. Большую роль в патогенезе заболеваний играет образ жизни, питание и водно-солевой режим.

Заболевания почек у мужчин и женщин

Инфекционные заболевания почки (пиелонефрит, карбункул или абсцесс почки) чаще возникают у женского пола. Это связано с более высокой вероятностью заноса бактерий из нижних отделов мочевыводящих путей (уретра у женщин короткая и широкая). Нефроптоз наблюдается у женщин чаще, чем у мужчин, часто после беременности или полуголодных или голодных диет.

Гломерулонефритом и мочекаменной болезнью чаще заболевают мужчины. Пик заболеваемости гломерулонефритом приходится на возраст 35-43 года (трудоспособный возраст), более того, заболевание протекает агрессивнее, чем у женщин. Мочекаменная болезнь также чаще встречается у мужского населения.

Первые признаки и клиническая картина заболеваний почек

Большинство заболеваний почек имеют скрытую картину на ранних этапах и могут протекать под маской ОРВИ или же простого переутомления, что и обуславливает позднее обращение к врачу. Первые симптомы инфекционных заболеваний (озноб, слабость, снижение работоспособности) воспринимаются как проявления простуды. Если пиелонефрит развивается на фоне уретрита или цистита (восходящий путь), то пациент отмечает сильные рези и боли во время акта мочеиспускания, учащение позывов.

Вторым симптомом инфекции в почках может являться тупая постоянная боль в проекции органа (поясничная область). Люди среднего и пожилого возраста расценивают этот болевой синдром как «ломоту в спине» из-за долгого нахождения в стоячем положении или неудобной позе. В моче какие-либо видимые глазом изменения могут отсутствовать, изредка – примесь крови или гноя, помутнение мочи.

Хронические заболевания почек (гломерулонефрит, хронический пиелонефрит, амилоидоз) проявляются отечным и гипертензивным синдромом. Почечные отеки располагаются на ногах в области голеней и стоп, а также в местах, где хорошо развита рыхлая подкожно-жировая клетчатка (лицо). Повышение артериального давления при почечных заболеваниях характеризуется высокими цифрами давления и трудно поддается стандартной антигипертензивной терапии.

Диагностика

Поиск болезни начинается с общего осмотра и сбора анамнеза. Лечащий врач обращает внимание на предрасполагающие факторы и возможные факторы риска у пациента. Далее начинается этап лабораторно-инструментальных исследований:

• общий и биохимический анализ крови;
  • общий анализ мочи, посев мочи на микрофлору, специальные анализы мочи (по Зимницкому, проба Реберга-Тареева);
  • определение клиренса креатинина и скорости клубочковой фильтрации (СКФ) – два основных показателя, характеризующих почечную функцию и наличие почечной недостаточности;
  • УЗИ почек с допплерометрией;
  • рентгенологические исследования – обзорная и экскреторная урограмма;
  • сцинтиграфия почек;
  • биопсия почек;
  • КТ и МРТ исследование.

Объем обследования определяется врачом индивидуально и зависит от конкретного заболевания.

Оперативные вмешательства

В клинике урологии большинство операций проводится малотравматичными методами – эндоскопически или лапароскопически, что позволяет быстрее вернуться пациенту к привычному темпу жизни. В случаях, когда невозможно провести такие вмешательства, проводятся открытые (полостные операции). Качественное анестезиологическое обеспечение хирургических вмешательств позволяет полностью исключить чувствительность и боль во время операции.

При мочекаменной болезни дробление камней происходит дистанционно, без каких-либо разрезов на теле. При этом используется специальный аппарат, который генерирует ударные волны, измельчающие камень до такого размера, чтобы он самостоятельно мог покинуть мочевыводящие пути.

Хроническая болезнь почек

Долго существующие хронические заболевания почек приводят к выраженной недостаточности почечной функции. Это проявляется в снижении детоксикационной и мочевыводящей функции почек, а в крови начинают скапливаться токсические продукты метаболизма. Термин «хроническая болезнь почек (ХББ)» является эквивалентом устаревшего названия «хроническая почечная недостаточность».

В подавляющем большинстве случаев ХББ является следствием длительно текущего гломерулонефрита или других аутоиммунных заболеваний, протекающих с поражением почечной ткани. Основными маркерами, позволяющими выявить почечную дисфункцию на ранней стадии, являются:

• микроальбуминурия;
  • снижение клиренса креатинина;
  • снижение скорости клубочковой фильтрации.

Лечение ХББ заключается в соблюдении диеты и лечении основного заболевания, приводящего к почечной дисфункции. При тяжелой эндогенной интоксикации показаны методы детоксикации – гемодиализ аппаратом искусственная почка, перитонеальный диализ.