Трансуретральная резекция при аденоме простаты

Трансуретральная резекция (ТУР) – распространенное хирургическое вмешательство, направленное на иссечение аденомы простаты. Высокая эффективность и безопасность метода сделали ТУР одним из ведущих методов лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы.

Виды и способы проведения трансуретральной резекции

ТУР различается по виду используемой энергии, которая воздействует на аденоматозный узел. В урологической практике выделяют три разновидности этой манипуляции.

Монополярная ТУР

Во время операции электрический ток проходит через электроды по всему телу и влияет не только на патологический очаг, но и на здоровые ткани. Для проведения тока используется простая вода, что часто приводит к негативным последствиям.

Монополярная ТУР – самая старая разновидность эндоскопического метода лечения аденомы простаты. Она имеет больше недостатков, чем все остальные виды. К ним относятся:

1. невозможность воздействовать на большие аденоматозные узлы (более 80 см3);
  2. рассеивание электрического тока по здоровым тканям;
  3. частота послеоперационных осложнений значительно выше (особенно ТУР-синдрома);
  4. большое количество противопоказаний.

Монополярная ТУР не используется у пациентов, имеющих искусственные водители ритма (кардиостимулятор). Полностью противопоказан такой вид резекции и возрастным пациентам с тяжелыми сопутствующими заболеваниями, особенно сердечно-сосудистой системы. У мужчин с нарушениями ритма (различные варианты аритмий) монополярная ТУР может привести к ухудшению состояния, потому что из-за воздействия тока может измениться электрическая активность сердца.

Биполярная ТУР

Этот вид ТУР является самым распространенным в урологической практике. В качестве проводника тока используется физиологический раствор. К достоинствам метода можно отнести:

• отсутствие системного влияния тока на организм;
  • минимальный риск послеоперационных осложнений;
  • возможность резекции больших аденоматозных узлов;
  • практически не повреждает здоровые ткани вокруг аденомы;
  • список противопоказаний значительно уже.

Биполярная ТУР может успешно применяться у пациентов с заболеваниями сердца и с другими соматическими болезнями. Восстановительный период после данного вида ТУР в несколько раз короче, чем после монополярной, а частота послеоперационных осложнений составляет не более 3%.

Плазмакинетическая ТУР

Использование плазмакинетического резектоскопа – самый современный способ эндоскопической резекции аденомы. Он обладает минимальным травмирующим действием на здоровые ткани простаты, а воздействие на весь организм полностью отсутствует. Аппарат обладает высокой способностью останавливать кровотечение из поврежденных сосудов благодаря своим коагулирующим свойствам. Частота послеоперационных осложнений, в т.ч. и недержания мочи, составляет не более 1%. Относительными недостатками плазмакинетической ТУР являются малая ее изученность (метод разработан недавно) и дороговизна оборудования.

В клинике урологии Первого Московского Государственного Медицинского Университета имени И.М. Сеченова возможно проведение любой из разновидности ТУР. Тактика лечения ДГПЖ и определение оптимального метода эндоскопического вмешательства оговариваются с каждым пациентом индивидуально.

Подготовка к манипуляции

Несмотря на то, что ТУР – малоинвазивная операция и легко переносится пациентами, всегда существуют определенные риски. Перед проведением резекции пациент должен быть полностью подготовлен к предстоящему вмешательству.

Лечащий врач назначает перечень лабораторно-инструментальных обследований для определения исходного состояния здоровья. Для удобства пациентов все необходимые обследования можно провести непосредственно в нашем центре урологии в Москве в течение 1-2 рабочих дней.

Все исследования направлены на решение нескольких вопросов:

1. Какой вид анестезии и ТУР выбрать?
  2. Как организм справится с анестезией и операцией?
  3. Какие могут возникнуть осложнения и как их избежать?

Высокую информативность несет беседа с пациентом. Во время опроса нужно предоставлять лечащему врачу только достоверную информацию. Большое значение имеет анамнез заболевания, проводимое ранее лечение и его эффективность, наличие травм и других заболеваний.  Также нужно информировать врача о препаратах, которые принимаются постоянно (инсулин, антиаритмические, кроверазжижающие и т.д.).

Если у пациента имеются тяжелые нарушения в работе органов (выраженная дыхательная или сердечная недостаточность, высокое АД), то операция переносится до того момента, пока состояние пациента не улучшится.

Выбор анестезии при ТУР

Обезболивание – важный аспект любого оперативного вмешательства. Его основной целью является полное исключение каких-либо болезненных или неприятных ощущений.

Практически во всех случаях ТУР используется спинальная анестезия. Этот метод обладает рядом преимуществ:

• пациент находится в сознании, но полностью лишен болевой чувствительности;
  • сохраняется возможность контакта во время операции между пациентом и лечащим врачом;
  • легче контролировать процесс обезболивания;
  • вероятность побочных эффектов минимальна;
  • короткий период реабилитации;
  • после операции отсутствуют распространенные для общей анестезии тошнота, рвота и сонливость.

Для пациентов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями предпочтительнее общая анестезия. В таком случае анестезиолог может полностью контролировать деятельность всех жизненно важных органов: сердца, легких и почек.

Препараты для анестезиологического обеспечения подбираются индивидуально для каждого пациента. Перед операцией врач-анестезиолог проводит беседу, собирает анамнез и исходя из полученных данных принимает решение. Препарат для спинальной анестезии должен подходить пациенту. С этой целью проводится индивидуальная проба на переносимость.

Еще одним важным компонентом анестезиологического пособия является седация (успокоение) пациента. Испытывать волнение перед хирургическим вмешательством – нормальное явление. Однако беспричинный страх может негативно сказываться не только на психическом состоянии, но и на работе внутренних органов. Чтобы исключить эмоциональное перенапряжение, используются противотревожные и седативные препараты.

Как проводится операция?

Операционное поле обрабатывается антисептическим раствором, после чего в уретру вводится резектоскоп вместе с оптической системой (источник света и видеокамера). Инструмент продвигается по уретре и достигает мочевого пузыря.  Через мочевой пузырь осуществляется доступ п простате и аденоматозному узлу. Под контролем оптики петлей, через которую проходит электрический ток, срезаются гиперплазированные ткани. Кровотечение из поврежденных сосудов останавливают путем коагулирования поврежденных сосудов. Продолжительность процедуры составляет не более 30-40 минут.

Послеоперационный период и реабилитация

Через несколько часов возможно появление легкого головокружения или слабости из-за анестезии, поэтому после ТУР рекомендуется сутки соблюдать постельный режим.

Вернуться к повседневной активности можно уже на следующий день после операции. Мочевой катетер удаляют через 1-2 суток, а выписаться из больницы пациент может после контрольного осмотра врача через 3-5 дней после операции.

В течение всего периода реабилитации может быть легкое жжение по ходу мочеиспускательного канала, а моча иметь розоватый оттенок из-за примеси крови. Эти симптомы более выражены в первые несколько дней, затем постепенно исчезают. Полное восстановление пациента может занять до 1-2 недель.

Возможные осложнения после ТУР

После любого оперативного вмешательства есть риск послеоперационных осложнений. К возможным неблагоприятным последствиям после ТУР относятся:

1. стриктура уретры – сужение просвета уретрального канала;
  2. кровотечение из поврежденных во время операции сосудов;
  3. послеоперационный простатит или цистит ;
  4. инконтиненция (недержание мочи);
  5. рубец на шейке мочевого пузыря.

Вероятность возникновения этих осложнений колеблется от 1 до 6%. При использовании биполярного или плазмакинетического резектоскопа перечисленные осложнения встречаются реже.

Одним из самых грозных осложнений является ТУР-синдром. Он встречается только после резекции с использованием монополярного резектоскопа. В основе механизма возникновения лежит обратное всасывание промывной жидкости обратно в кровоток. Во время манипуляции используется промывной раствор, чтобы обеспечить хорошую видимость операционного поля. Эта жидкость может обратно всасываться через поврежденные сосуды в кровь и тем самым увеличивать объем циркулирующей жидкости. Чем дольше длится операция, тем больше резорбция жидкости и выше вероятность развития ТУР-синдрома.

Признаки ТУР-синдрома:

• нарушение работы сердечно-сосудистой системы – повышение или понижение АД, урежение пульса, аритмии, симптомы сердечной недостаточности;
  • почечная недостаточность;
  • судороги, нарушение сознания и коматозные состояния;
  • нарушения электролитного состава крови и разрушение эритроцитов.

Монополярные резектоскопы в современной медицине используются редко, а для промывания в этом случае используются специальные ирригационные растворы. Это позволяет свести к нулю вероятность развития ТУР-синдрома.