Пиелонефрит

Пиелонефрит – инфекционно-воспалительное заболевание, локализованное в чашечно-лоханочных сегментах и паренхиме почки. Опасность болезни заключается в е полиморфной и нередко скрытой клинической картине, поэтому симптомы пиелонефрита часто расцениваются как проявления ОРВИ, радикулита или простого переутомления. Без своевременной диагностики и полноценной фармакотерапии заболевание переходит в хроническую форму с чередованием ремиссий и обострений.

Причины пиелонефрита

Пиелонефрит – инфекционное заболевание. Его возникновение связано с патогенной и условно-патогенной флорой, причем условно-патогенная флора является причиной заболевания в 93% всех случаев. Список микроорганизмов, наиболее часто вызывающих пиелонефрит:

• кишечная палочка;
  • энтерококки;
  • протеи;
  • некоторые виды стрептококков;
  • синегнойная палочка.

Условно-патогенная флора в норме всегда присутствует в организме человека, поэтому для ее проникновения в почку необходим ряд условий:

• нарушение оттока мочи;
  • врожденные аномалии в строении мочевыделительной системы;
  • недостаточное кровоснабжение тканей почки;
  • врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;
  • снижение сопротивляемости к инфекционным агентам из-за перенесенных заболеваний или тяжелых операций, приема гормонов и цитостатических средств;
  • переохлаждение;
  • ряд сопутствующих заболеваний – сахарный диабет 1-ого или 2-ого типа, хронический цистит, мочекаменная болезнь и т.д.;
  • несоблюдение элементарных правил личной гигиены.

Болезнь чаще встречается среди женского населения, что обусловлено анатомо-физиологическими особенностями их организма. У женщин уретральный канал находится ближе к естественным резервуарам микроорганизмов (анус, влагалище), а сама уретра короче и шире. Эти два фактора создают благоприятные условия для проникновения патогенных микроорганизмов из нижних отделов мочевыводящих путей в почку. К группе риска также относятся дети из-за незрелых механизмов иммунного ответа и мужчины старшей возрастной группы (нарушение тока мочи из-за часто встречающегося в этом возрасте заболевания – ДГПЖ).

Клиническая симптоматика

Картина пиелонефрита складывается из двух основных синдромов: синдром общей интоксикации и почечный синдром. Выраженность симптомов пиелонефрита зависит от общего состояния пациента и варьирует от ярко выраженных форм до стертых и латентных (скрытых).

Синдром общей интоксикации является нормальной реакцией организма на воспалительный процесс. Он состоит из нескольких симптомов:

• повышение температуры тела;
  • головная и мышечная боль;
  • немотивированная утомляемость и снижение работоспособности;
  • слабость и сонливость;
  • нарушение аппетита;
  • расстройство работы ЖКТ в виде поносов или запоров;
  • тошнота, реже рвота.

Местная симптоматика пиелонефрита характеризуется постоянными тупыми, ноющими или тянущими боли в пояснично-крестцовой области. Изменения мочеиспускания при пиелонефрите обычно не характерны. Однако, если заболевание является следствием цистита или уретрита, то возможны частые и болезненные позывы к мочеиспусканию. В редких случаях изменяются качественные показатели мочи (помутнение, неприятный запах, примесь крови).

Диагностические мероприятия

Выявление признаков пиелонефрита начинается с клинического осмотра пациента и сбора анамнеза. Особенно лечащий врач обращает внимание на хронические заболевания и другие факторы риска. Во время общего осмотра проводится термометрия (измерение температуры тела), осмотр кожи и слизистых, выслушивание сердечных тонов и легочного дыхания, измерение пульса. Важным симптомом пиелонефрита является симптом Пастернацкого – резкая болезненность при поколачивании рукой в проекции почек.

Решающее значение в диагностике пиелонефрита имеют лабораторно-инструментальные исследования. К ним относятся:

• общий и биохимический анализ крови – наблюдается повышение уровня лейкоцитов с появлением незрелых форм (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево), повышение СОЭ, появление белков острой воспалительной фазы;
  • общий и специальные (по необходимости) анализы мочи – массивное выделение возбудителя с мочой, помутнение мочи, возможно появление примеси белка и крови;
  • УЗИ почек и мочевого пузыря – позволяет выявить врожденные аномалии строения, мочекаменную болезнь, увеличение почек в размерах или расширение чашечно-лоханочной системы, абсцессы и карбункулы почки;

Выявить конкретного возбудителя пиелонефрита можно с помощью бактериологического исследования мочи. Для этого биологическая жидкости сеется на питательные среды, где через 3-14 суток (в зависимости от микроба) вырастает колония бактерий, вызвавшая заболевание. Параллельно с идентификацией возбудителя проводится определение его чувствительности к антибиотикам и составление антибиотикограммы (таблица, в которой отражена чувствительность и невосприимчивость микроба к основным антибиотикам).

Метод бактериологического исследования достаточно трудоемок, и для ускорения процессов идентификации возбудителя в лаборатории нашей клиники урологии используются автоматизированные бактериологические анализаторы, позволяющие ускорить процесс. Альтернативным методом выявления возбудителя являются серологические исследования (РИФ, ИФА) и ПЦР. Однако, использование данных методов не позволяет составить индивидуальную антибиотикограмму.

При наличии диагностических трудностей врач может назначить дополнительные исследования. К ним относятся КТ, МРТ, экскреторная урограмма, обзорная рентгенография, сцинтиграфия, ангиография и т.д. К этим исследованиям прибегают в сложных клинических ситуациях, когда требуется дифференциальная диагностика с другими заболеваниями или имеются осложнения пиелонефрита.

Лечебная тактика

Пиелонефрит требует комплексного лечения. Важную роль в процессе выздоровления имеют общие мероприятия в виде диетического питания и соблюдения лечебно-охранительного режима. Заболевание лечится антибиотикотерапией, которая дополняется приемом уросептических средств и иммуномодуляторов.

Режимные мероприятия и диета

В первые дни лечения пациентам рекомендуется соблюдать постельный режим, далее разрешается переходить к привычной повседневной активности. Однако, следует избегать переутомления и переохлаждения.

Диетическое питание направлено на предупреждение избыточной нагрузки на почки. Оно включает в себя:

• соблюдение водного баланса – не менее 2 л чистой питьевой воды в сутки;
  • отказ от соли – в день допускается употребление не более 5 гр поваренной соли (1 ч.л.);
  • дробное питание небольшими порциями (3 основных приема пищи и 2-3 перекуса);
  • отказ от жирной, пряной и жареной продукции;
  • увеличение в рационе пищевых волокон (растительная пища) и полиненасыщенных жирных кислот (морская рыба).

Во время лечения полностью запрещен алкоголь. Пациентам, склонным к аллергии, также запрещается употреблять в пищу потенциальные аллергены (шоколад, яйца, цитрусовые, красные сорта овощей и фруктов).

Фармакотерапия

Основной группой препаратов для лечения пиелонефрита являются антибактериальные лекарственные средства (антибиотики). В начале лечения антибиотик подбирается эмпирически – лечащий врач предполагает возможного возбудителя (чаще всего это кишечная палочка) и назначает соответствующий антибиотик. После получения результатов посева мочи индивидуальная схема антибиотикотерапии может корректироваться в зависимости от чувствительности возбудителя к тем или иным лекарствам. Длительный прием антибиотиков у женщин может приводить к кандидозу, поэтому вместе с их применением назначается однократный прием противогрибкового средства – Флуконазола.

Курс антибиотикотерапии продолжается 7-14 дней. Даже если состояние пациента быстро улучшилось, нельзя самостоятельно прекращать прием лекарств в течение первых 7-ми дней. Неполный курс лечения антибиотиками может привести к появлению устойчивых форм возбудителя и хронизации инфекционного процесса.

Дополнением к антибиотикотерапии являются уросептические средства натурального происхождения (почки березы, рыльца кукурузы, листья и ягоды брусники). Принимают их в виде лекарственного отвара, приготовленного на воде. Перед применением фитотерапии необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, он расскажет о способе приготовления отвара и кратности его приема. Кроме того, есть и аптечные уросептики, более удобные в применении (лечебные травяные сборы, паста Фитолизин, Канефрон и т.д.). В курс лечения также входят иммуномодуляторы, они повышают иммунные силы организма и повышают сопротивляемость инфекциям.

После полного курса лечения требуется повторный прием лечащего врача. Контроль излеченности осуществляется на основании общего осмотра (нормализация температуры, исчезновение болевого синдрома, отсутствие симптомов интоксикации) и данных лабораторного обследования (нормальное содержание лейкоцитов в крови, снижение СОЭ, отсутствие лейкоцитов в моче, отрицательные результаты посева мочи).

Хирургическое вмешательство

Операции при пиелонефрите проводятся редко. Они применяются при осложненных и тяжелых формах болезни, когда консервативная терапия не приводит к улучшению состояния пациента. Объем операции определяется лечащим врачом после полного обследования. В нашем центре урологии в Москве проводятся все виды операций на почке при пиелонефрите: удаление абсцессов и карбункулов, декапсуляция органа со вскрытием множественных гнойных очагов (апостем), нефростомия.

Осложнения и прогноз

Самым распространенным осложнением острого пиелонефрита является трансформация в хроническую форму. Причиной тому является несоблюдение рекомендаций лечащего доктора: прерывистый и неполный курс лечения, несоблюдение режима и т.д. Пиелонефрит также может распространяться на околопочечную клетчатку, в этом случае возникает паранефрит.

На фоне заболевания может возникнуть острая или хроническая почечная недостаточность (ОПН и ХПН соответственно). ОПН встречается при гнойных и осложненных формах пиелонефрита и является следствием кислородного голодания почечной ткани и последующего некроза.

Самым грозным последствием пиелонефрита является сепсис – генерализация инфекции и распространение возбудителя с током крови по всему организму. Сепсис – жизнеугрожающее состояние, требующее оказания помощи в палате интенсивной терапии.

При своевременной диагностике и комплексном лечении прогноз благоприятный. Через 14-21 день пациент становится полностью трудоспособным и может вернуться к привычному образу жизни. Осложненные формы пиелонефрита требуют более длительной реабилитации.