Острое почечное повреждение

Острое почечное повреждение (ОПП) – клинический синдром, развивающийся при нарушении всех функций почки. Оно характеризуется резким нарушением азотистого и водно-электролитного баланса, а также другими стойкими метаболическими нарушениями в организме. В настоящее время понятие ОПП употребляется вместо термина «острая почечная недостаточность» и является его эквивалентом. Состояние представляет угрозу для жизни пациента, но считается обратимым и поддается терапии при своевременной диагностике и быстром старте лечения.

Распространенные причины

Все факторы, приводящие к ОПП, условно делят на три группы:

1. Преренальные – состояния, связанные с тяжелыми и острыми нарушениями кровообращения, приводящие к ишемии тканей почки: например, травма с массивным кровотечением, все виды шоков (септический, анафилактический, кардиогенный на фоне инфаркта миокарда), ожоговая болезнь.
  2. Ренальные – заболевания, сопровождающиеся поражением почечной ткани: отравление токсическими веществами или передозировка фармпрепаратами, острый интерстициальный нефрит, быстро прогрессирующий гломерулонефрит.
  3. Постренальные – заболевания с тяжелыми нарушениями уродинамики и окклюзией мочевыводящих путей, приводящие к затруднению оттока мочи: сдавление мочеточника злокачественным новообразованием, мочекаменная болезнь с обструкцией мочеточников.

Патогенез и клиническая картина

Ведущим патогенетическим звеном ОПП является ишемическое поражение органа. Плохое кровоснабжение почки приводит к нарушению естественных процессов фильтрации и образования мочи. Более того, из-за кислородного голодания почечные клубочки подвергаются некрозу, и активно функционирующих клубочков становится меньше. Чем дольше орган страдает от ишемии, тем выше вероятность развития ОПП.

Из-за нарушения функциональной активности в крови нарастают концентрации мочевины, креатинина и калия, а моча перестает образовываться и выделяться из организма. Все метаболические вещества, которые в норме выводятся с мочой, остаются в организме, приводя к тяжелым нарушениям во всех органах и системах.

В своем развитии ОПП последовательно проходит несколько стадий:

1. олигоанурическая – резкое снижение или полное отсутствие мочи (до 500 мл. в сутки); может продолжаться до 3-ех недель;
  2. фаза восстановления диуреза –она последовательно проходит две стадии: фазу начального диуреза (0.5-2 л) и фазу полиурии (2.5 л в сутки и более);
  3. период полного восстановления почечной функции – суточный объем мочи составляет 1.5-2 л, а показатели креатинина и мочи возвращаются в норму.

В остальном клиническая картина весьма многообразна и зависит как от причины, так и от степени выраженности водно-электролитных нарушений. Распространенными признаками являются жажда, сухость кожно-слизистых покровов, одышка, тахикардия, снижение системного АД, симптомы угнетения ЦНС (апатия, сонливость, депрессия, нарушения психики).

Диагностика

В нашем центре урологии в Москве проводится одновременная диагностика самого заболевания и причины, послужившей пусковым фактором ее развития. Факт установления ОПП обычно не вызывает затруднений. Основные клинические симптомы – отсутствие позывов к мочеиспусканию и прекращение выделения мочи. Решающее значение имеет не столько факт наличия ОПП, сколько дифференциальная диагностика типов заболевания. Выявление причины почечной недостаточности необходимо для определения дальнейшей врачебной тактики.

Диагноз устанавливается при наличии двух основных клинических симптомов и изменении лабораторных показателей. В анализах крови обращают внимание на содержание мочевины, креатинина, калия, натрия, кальция; учитываются показатели кислотно-щелочного состояния и СКФ. Остальные инструментальные методы диагностики (УЗ-исследование, КТ, МРТ и т.д.) имеют второстепенное значение.

Лечебные мероприятия

Лечение всегда проводится в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии. Оно состоит из нескольких компонентов: этиотропное, патогенетическое и симптоматическое. Этиотропная терапия направлена на устранение фактора, послужившего причиной ОПП (остановка массивного кровотечения и гемотрансфузия, удаление ядов из организма при помощи антидотов или других методов детоксикации и т.д.). Патогенетическое лечение влияет на основные механизмы развития заболевания. Оно включает в себя:

• борьбу с ДВС-синдромом (антиагрегантная и антикоагулянтная терапия);
  • коррекцию гипергидратации (введение диуретиков);
  • борьбу с нарушениями кислотно-основного и электролитного баланса;
  • экстракорпоральные методы лечения (гемодиализ, перитонеальный диализ).

Симптоматическая терапия направлена на устранение отдельных симптомов заболевания. В симптоматическое лечение входит коррекция нарушений ЦНС, обезболивание, противорвотная терапия и т.д.