Мочекаменная болезнь — причины и диагностика

Мочекаменная болезнь (МКБ, уролитиаз) – хроническое заболевание, характеризующееся глубокими нарушениями обмена и приводящее к отложению камней (конкрементов) в органах мочевыводящей системы. Мелкие конкременты не представляют опасности для пациентов, а множественные и большие камни приводят к нарушению уродинамики и тяжелым осложнениям.

Причины и механизм развития

Причины МКБ до сих пор до конца не выяснены. Существует множество теорий возникновения конкрементов в почках (инфекционная, метаболическая, теория «матрицы», коллоидно-кристаллоидная), но большинство врачей сходится на мнении о том, что уролитиаз – многофакторное заболевание. К возможным причинам МКБ относят:

• наследственная предрасположенность и отягощенный семейный анамнез по заболеваниям почек, особенно наличие уролитиаза у близких родственников;
  • перенесенные острые и хронические заболевания мочеполовой системы;
  • застой мочи, в том числе частые осознанные попытки сдержать физиологические позывы к мочеиспусканию;
  • врожденные аномалии в строении почек и мочевыводящих путей;
  • очаги хронической инфекции в организме;
  • несбалансированный рацион питания – употребление однообразной пищи, переизбыток соли и пряностей в продуктах, бедность пищевого рациона растительными волокнами;
  • неправильный водный режим – недостаточное потребление чистой питьевой воды, употребление «жесткой» воды;
  • обменные и гормональные заболевания (сахарный диабет, подагра и т.д.).

При воздействии перечисленных факторов начинается камнеобразование. Конкременты бывают разного химического состава, размера и формы. Классификация камней имеет клиническое значение и определяет дальнейшую тактику лечения.

Клиническая картина

Долгое время МКБ ничем себя не проявляет. Проблема заболевания заключается в том, что оно протекает бессимптомно или со скудным количеством признаков, поэтому диагностируется случайно, часто во время плановых медицинских осмотров или обследования по поводу какого-либо другого заболевания.

Признаки МКБ появляются только тогда, когда возникает препятствие току мочи или нарушается функция пораженной почки. Болевой синдром зависит от размера и местоположения конкремента и чаще всего локализуется в пояснично-крестцовой области, реже – в проекции мочеточников и мочевого пузыря. При присоединении инфекции появляются изменения мочи в виде примеси гноя и крови.

Часто клиника уролитиаза сразу дебютирует с неотложного состояния – почечной колики. Она имеет яркую клиническую симптоматику и требует экстренного оказания помощи. Она начинается внезапно на фоне полного благополучия пациента. Почечная колика характеризуется внезапным перекрытием просвета мочеточника, что приводит к быстрому росту давления внутри лоханки. Повышение давления приводит к растяжению лоханки, а раздражение болевых рецепторов в этой зоне приводит к сильной боли.

Болевой синдром нестерпим, пациенты мечутся от боли и не могут найти положение, в котором бы чувствовали себя лучше. Боль локализуется в поясничной области, реже – внизу живота (если камень расположен в нижней трети мочеточника). При закупорке обоих мочеточников конкрементами развивается острая почечная недостаточность.

Диагностика

Программа обследования включает в себя общий осмотр, лабораторные и инструментальные исследования. Стандартный объем диагностических мероприятий включает в себя анализы крови, мочи, УЗИ почек и мочевого пузыря, обзорную или экскреторную урограмму, КТ-исследование. Объем диагностического обследования определяется врачом индивидуально. В некоторых случаях достаточно осмотра лечащим врачом и проведения анализов и УЗ-исследования.

Как можно самостоятельно устранить боль?

Постоянный болевой при мочекаменной болезни можно облегчить теплыми ваннами или прикладыванием грелки в область болей. Однако, перед применением этих мер нужно быть уверенным в том, что боли вызваны именно почечной коликой. Так, многие заболевания брюшной полости и малого таза могут вызывать схожую симптоматику (например, аппендицит, сальпингоофорит). В этом случае прогревание только навредит из-за усиления и распространения инфекционно-воспалительной реакции.

При почечной колике следует немедленно вызвать бригаду скорой помощи. Лечение заболевания проводится в условиях стационара, чтобы избежать возможных осложнений и контролировать в динамике состояние пациента. До приезда скорой можно выпить таблетку спазмолитического средства (дротаверин, мебеверин).

Программа лечения

Терапия мочекаменной болезни комплексная. Консервативные методы лечения направлены на коррекцию обменных нарушений и растворение некоторых видов камней. При наличии больших конкрементов в мочевыводящих путях необходимо применить методики дробления или оперативные вмешательства.

Способы дробления камня

Дробление конкрементов (литотрипсия) проводится двумя методами: контактным способом и дистанционно. Дистанционная литотрипсия (ДЛТ) подразумевает создание энергетических импульсов специальным аппаратом с формированием сфокусированной ударной волны. Контактная литотрипсия проводится при непосредственном приближении аппарата к органу: почки (чрескожная нефролапексия, эндоскопическая цистолитотрипсия и уретролитотрипсия). Суть всех этих методов заключается в измельчении больших камней до маленьких конкрементов, которые самостоятельно покидают мочевой тракт.

Оперативное лечение

В случаях, когда дистанционную или контактную литорипсию невозможно провести, в нашем центре урологии в Москве проводятся лапароскопические операции. Лапароскопические вмешательства малоинвазивны и нетравматичны, все манипуляции проводятся через небольшие проколы на теле. Открытые операции в настоящее время находят ограниченное применение в медицинской практике. Они применяются только при гигантских камнях и врожденных аномалиях мочевыводящей системы, не позволяющих провести лапароскопическую операцию.

Возможные осложнения и прогноз

К частым неблагоприятным последствиям уролитиаза относится присоединение вторичной инфекции, последующее развитие острого пиелонефрита и гидронефроз. Последствием длительной мочекаменной болезни может быть хроническая болезнь почек (почечная недостаточность), а почечная колика может осложняться острой почечной недостаточностью.

Профилактические мероприятия

Предупреждение МКБ связано в первую очередь с коррекцией образа жизни и питания. Пациентам рекомендуется отказаться от вредных привычек и нормализовать свой пищевой рацион, а также употреблять в день много питьевой воды. При наличии очагов хронической инфекции необходимо регулярно проходить плановые медицинские осмотры, а в периоды обострения заболеваний принимать назначенную врачом терапию.