Лазерная уретеро и нефролитотрипсия — РИРХ

Лазерная уретеролитотрипсия и пиелолитотрипсия — РИРХ — метод удаления камней мочевыводящих путей, при котором конкремент в почечной лоханке либо мочеточнике дробится контактным способом с применением лазерных технологий (при заведении ригидного или гибкого уретеропиелоскопа и лазерного волокна через мочеиспускательный канал).

Данная лечебная методика показана пациентам с:

• наличием противопоказаний к дистанционной уретеролитотрипсии: высокоплотные камни (более 1000 HU), камни размером более 10 мм, камни в проекции крестцово-подвздошного сочленения, рентгенонегативные и слабоконтрастные камни (в случае, когда не удается визуализировать конкременты рентгнологически);
  • отсутствием положительной динамики после второго сеанса дистанционной уретеролитотрипсии;
  • наличием протяженных «каменных дорожек» после дистанционной литотрипсии, значительно нарушающих пассаж мочи и не имеющих тенденцию к отхождению;
  • длительно «стоящими», «вколоченными» камнями мочеточника;
  • сочетанием камня мочевого пузыря с камнем мочеточника.

Противопоказания к использованию РИРХ:

• Относительные противопоказания:
    • наличие сужения или стеноза ниже камня;
    • аномалии пузырно-мочеточникового сегмента или в анамнезе пластические операции на дистальном отделе мочеточника;
    • узость интрамурального отдела мочеточника;
    • протяженная стриктура уретры;
  • Абсолютные противопоказания:
    • острый гнойный пиелонефрит (карбункул, абсцесс почки, пионефроз, апостематоз);
    • острый простатит;
    • общее тяжелое состояние пациента;

Подготовка к операции

Перед операцией каждого пациента консультирует врач-анестезиолог для выявления противопоказаний к лекарственным препаратам, используемым во время анестезии, аллергических реакциях на лекарства. Кроме этого выясняется список лекарств, которые применяет пациент, так как некоторые средства могут вызвать осложнения во время операции. Перед операцией проводят тщательную подготовку кишечника, назначают антимикробные препараты широкого спектра действия для предотвращения инфекционных осложнений в послеоперационном периоде.

Как выполняется Лазерная уретеролитотрипсия (и пиелолитотрипсия)

Контактная лазерная литотрипсия проводится в условиях операционной под наркозом, вид которого определяется индивидуально, и обусловливается возрастом пациента, длительностью операции, наличием сопутствующих заболеваний и др. Может использоваться эпидуральная или спинномозговая анестезия, а также внутривенный наркоз.

Пациента укладывают на спину с разведенными ногами.

Начинается операция с уретроскопии и цистоскопии (осмотра мочеиспускательного канала и мочевого пузыря), с последующей уретероскопией (исследование мочеточника).

После того как камень мочеточника обнаруживается, начинается его разрушение с использованием энергии лазера. Использование гольмиевого лазера и нитиноловых( сплав титана и никеля) литоэкстракторов, позволяет фрагментировать и удалять камни практически из любого отдела чашечно-лоханочной системы, что значительно увеличивает терапевтическую эффективность РИРХ, особенно при работе с камнями в нижнем сегменте почки.

Профилактика миграции камня в верхние отделы мочевыводящих путей достигается либо установкой баллонного катетера (заводится проксимальнее конкремента, затем раздувается баллон на 4мл), или проведением за камень специальной корзинки, которая предотвращает миграцию конкремента выше.

Следующим этапом устанавливается мочеточниковый стент(трубочка, соединяющая лоханку почки с мочевым пузырем) на срок от 10 до 30 суток, для профилактики развития осложнений(почечная колика, острый пиелонефрит и т.д.)

Далее устанавливается уретральный катетер на одни сутки. После операции как правило, пациент может быть выписан на амбулаторное наблюдение к врачу поликлиники уже через 2-3 дня.

Во время операции:

• Миграция камня в чашечно-лоханочную систему;
  • «Малые» перфорации мочеточника проводником или световодным волоконным инструментом;
  • Перфорации мочеточника уретероскопом (на фоне ранее установленного проводника, стенки мочеточника не расправляются, эндоскопическая картина отсутствует);
  • Отрыв мочеточника.

Осложнения раннего послеоперационного периода:

• Рецидивирующая почечная колика на фоне неадекватной работы мочеточникового стента: «забивание» просвета стента сгустками крови; миграция стента;
  • Острый пиелонефрит;
  • Острый гнойный пиелонефрит (карбункул почки);
  • Стриктура (сужение) мочеточника.

Чего ждать после лазерной контактной уретеролитотрипсии

В среднем контактная уретеролитотрипсия длится от 30 минут до 2 часов. Её продолжительность зависит от размеров, плотности, количества удаляемых камней, состояния мочеточника. После операции Вас переведут в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), либо в палату (в зависимости от Вашего состояния).

В среднем после проведенной операции госпитализация длится около 2-3 дней. Возможно и более короткое пребывание в стационаре, все зависит от состояния пациента и эффективности проведенной операции.

Уретральный катетер удаляется на следующий день после операции.

Что делать в послеоперационном периоде?

Пить и есть можно вечером того же дня, ходить – желательно на следующий день после операции.

После операции, как и до нее, вводится антибактериальный препарат широкого спектра действия.

В ближайшем послеоперационном периоде вам будет рекомендовано:

• не поднимать предметы весом более 5 кг;
  • не подвергаться тяжелой физической нагрузке.

Следует обратиться к врачу, если у вас:

• Обильная примесь крови в моче.
  • Высокая температура тела.
  • Сильная боль над лобком или в боку.
  • Отсутствует мочеиспускание или мочеиспускание по каплям.
  • Нехватка воздуха.
  • Рвота.