Гемодиализ

Гемодиализ – это метод детоксикации организма, который проводится с целью замещения утраченной функции почек. Для пациентов с хронической почечной недостаточностью эта процедура является единственным методом лечения, позволяющим продлить жизнь и дождаться трансплантации почки.

Механизм действия

Суть метода заключается в очищении крови от мочевины, креатинина, фосфатов и других продуктов метаболизма, которые в норме выводятся почками. Из-за нарушения их функции эти вещества начинают скапливаться в крови, оказывая токсический эффект.

Принцип работы аппарата для гемодиализа («искусственной почки») связан с физико-химическими процессами фильтрации жидкости и основан на разнице концентраций. Простейший аппарат состоит из двух основных элементов: гемодиализной мембраны и диализата. Мембрана имеет избирательную проницаемость для веществ, а в диализате отсутствуют вещества (или создается их низкая концентрация), которые нужно удалить из крови. Кровь из сосуда пациента проходит по трубкам аппарата к гемодиализной мембране. По законам физики, из-за низкой концентрации в диализной жидкости креатинина и мочевины, они из крови диффундируют в диализат, а очищенная от уремических токсинов кровь возвращается обратно в организм.

В клинике урологии Первого Московского Государственного Медицинского Университета имени И.М. Сеченова имеется собственный диализный центр большой мощности, способный одновременно оказывать помощь десяткам пациентов. На всем протяжении сеанса гемодиализа за состоянием пациента следит медицинский персонал.

Показания

Процедура показана пациентам, имеющим тяжелое нарушение почечной функции (острое или хроническое). Лечащий врач назначает сеансы гемодиализа после оценки общего состояния пациента и клинических анализов крови и мочи. Если показатели критически повышены (мочевина, аммиак, мочевая кислота), то единственным способом избежать уремической комы и последующей смерти является гемодиализ.

Гемодиализ также показан при производственном или бытовом отравлении токсическими веществами. При тяжелом поражении печени (печеночная недостаточность) и нарушениях кислотно-щелочного состава крови (ацидоз).

Противопоказания

Абсолютных противопоказаний для проведения процедуры нет. Относительными противопоказаниями являются:

• нарушение свертываемости крови и повышенная кровоточивость (геморрагический синдром);
  • острые и хронические инфекционно-воспалительные заболевания;
  • декомпенсация хронической сердечной недостаточности;
  • злокачественные новообразования;
  • тяжелые психические заболевания (шизофрения, паническое расстройство и т.д.).

При наличии относительных противопоказаний лечащий врач решает вопрос о проведении гемодиализа индивидуально для каждого пациента. При этом он оценивает возможные риски и принимает решение.

Образ жизни и питание пациентов на гемодиализе

Пациенты могут придерживаться привычного распорядка при условии хорошего самочувствия. Но он должен быть распланирован правильно: необходимо соблюдать режим работы, сна и отдыха. При желании, человек может продолжать трудовую деятельность, но с исключением тяжелого физического труда.

Пациент должен придерживаться здорового образа жизни и отказаться от имеющихся вредных привычек (при их наличии). Люди на гемодиализе должны строго контролировать свой рацион и питьевой режим. Лечащий врач назначает специальную диету с исключением или уменьшением потребляемой соли (до 5 гр в сутки) и калия. Одновременно в рацион добавляют больше продуктов, содержащих фосфор и кальций. Водный режим рассчитывается индивидуально и зависит от многих факторов (возраст, сопутствующие сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет), но общее правило заключается в исключении потребления большого объема воды.

Прогноз

В условиях современной медицины пациенты, находящиеся на программном гемодиализе, могут прожить 10 и более лет без трансплантации почки. Прогноз зависит от нескольких факторов: степени уремической интоксикации и нарушения почечной функции, возраста и наличия сопутствующих заболеваний.